Орошение – жизненно важный вопрос

07.08.2015

31 июля Херсонское областное управление водных ресурсов провело общественные слушания на весьма актуальную тему: «Повышение эффективности использования орошаемых земель». Правда, общественности на этом собрании было не густо…

А орошение – это поистине жизненный вопрос для нашей области, отметил замначальника облводхоза Георгий Емченко. Ведь Херсонщина – большой аграрный регион с мощным водохозяйственным комплексом, крупнейшим в Украине. По всей стране есть порядка 450 тысяч гектаров используемых орошаемых земель, из них почти 300 тысяч – у нас. Ежедневно водное хозяйство подает воду для полива 16–18 тысяч гектаров земель, работают 180 насосных станций и 1200–1300 дождевальных машин. И в собранном на сегодня урожае есть немалая доля труда каждого из 5000 работников сферы водных ресурсов. 

Повышение эффективности орошения, по словам Георгия Емченко, имеет несколько составляющих. Первая – мощный водохозяйственный комплекс, который обеспечивает подачу воды к насосным станциям или в открытые водоемы. Это Каховская и Ингулецкая оросительные системы, Северо-Крымский канал и некоторые локальные системы. Второе – это разветвленная сеть для работы дождевальной техники. В основном на Херсонщине трудятся «Фрегаты» – более 2000 единиц. Осталось, к сожалению, немного еще и машин «Днепр», которые в свое время выпускал наш завод имени Петровского.

С каждым годом в области увеличиваются площади капельного орошения. Сейчас их около 42 тысяч гектаров, тогда как по всей Украине – порядка 70 тысяч.

НЕ ВСЁ ГЛАДКО

Но есть и немало причин, которые сдерживают дальнейшее развитие мелиорации. Как правило, это законодательные причины, говорит Георгий Владимирович. Модернизация государственной сети необходима – системам по 40–50 лет, текущие ремонты не дают нужного эффекта. К счастью, на законодательном уровне удалось запретить приватизацию государственных межхозяйственных магистральных и распределительных каналов. Ведь нужно контролировать рациональное использование водных ресурсов и при этом не сделать цену на орошение финансовым бременем для аграриев, как это вероятно при частном владении системой.

Благодатный климат херсонской земли позволяет созревать сортам от ранних до поздних, рассказал начальник отдела водопользования облводхоза Олег Яценко. Но плодородие почв возрастает при условии полива: один гектар орошаемой земли дает в среднем в 3–4 раза больше урожая, чем на богаре. Например, урожайность озимой пшеницы и сои увеличивается вдвое, картофеля – втрое, томатов – в 4 раза, а кукурузы на зерно – почти в 10 раз! На полив-
ных площадях наши сельхозпроизводители собирают ежегодно до 40% зерновых, 90% овощей, 100% риса. И это притом, что, согласно инвентаризации, в области используют всего 68% орошаемых земель. В Каховской системе это 243,1 тысячи гектаров, в зоне Северо-Крымского канала (СКК) – 102 тысячи, в Ингулецкой системе – 18,3 тысячи гектаров. А локальные системы и местное орошение охватывают еще 63,8 тысячи гектаров. Причем государственная собственность – насосные станции – сохранены и находятся в технически исправном состоянии. 66,5 тысячи гектаров орошаемых земель в области не могут использовать потому, что нет дождевальной техники. А 54,6 тысячи – из-за неудовлетворительного (читай – разрушенного) технического состояния внутрихозяйственных сетей.

КТО В ПОЛЕ ХОЗЯИН

Такая ситуация – «беда в поле», по словам Георгия Емченко – сложилась в результате реформирования аграрного сектора экономики, когда агропромышленные предприятия разделили орошаемые земли на паи. Новые владельцы земель, ошибочно посчитав мелиоративные системы своей собственностью (на моей, мол, земле – всё моё!) не только не использовали их по назначению, но кое-где вообще уничтожили. В коммунальной собственности райсоветов находятся 202,3 тысячи гектаров внутрихозяйственных оросительных систем, 104 тысячи – в коммунальной собственности сельсоветов, еще 85 тысяч гектаров – в частном владении фермеров и коллективных предприятий. В некоторых местах ситуация с владельцами паев доходит до абсурда. Например, в Геническом районе у фермера есть 4 гектара земли, расположенных в зоне мелиорации. Но он устроил на своих паях капельное орошение. Дело хорошее, но проблема в том, что на этой земле не может работать дождевальная техника, а значит, и 66 гектаров земли, расположенной вокруг фермерской «капельки», поливать нельзя! Хотя «Фрегат» есть и готов работать.

Подобные вопросы не редки и требуют серьезного подхода в решении. Выходом может стать создание мощной организации землепользователей, уверены аграрии. Она, кроме прочего, и обеспечит сохранность мелиоративных сетей, и даст гарантии инвесторам, которые опасаются вкладывать в землю большие средства – ведь на их окупаемость нужны годы.

Есть несколько условий, прозвучало на общественных слушаниях, при которых можно разрешить основные проблемы орошения земли. Во-первых, следует создать законодательную базу для консолидации орошаемых земель мощными землепользователями, чтобы использовать их едиными технологическимим массивами.

Во-вторых, установить период долгосрочной аренды как гарантии инвесторам – на срок не менее 10 лет, а лучше на 15–20 лет, считают специалисты. В-третьих, нужно официально определить право собственности на мелиоративные системы, восстановленные за счет средств инвесторов.

Например, в Новотроицком районе эксперты Мирового банка, изучая ситуацию с орошением, зафиксировали: насосная станция в полном порядке, но работать не может – в поле коммунальной собственности не сохранилось ни одного метра трубы, в хозяйстве – ни одной дождевальной установки! Вопрос: кто захочет восстанавливать эту сеть, зная, что ее опять отдадут горе-собственникам?

Понятно, что орошение – очень дорогостоящее дело, и без привлечения финансов его развитие невозможно. Поэтому необходимым считают создание целевого фонда, который будет кредитовать аграриев на восстановление внутрихозяйственной мелиоративной сети. И одновременно привлекать к таким работам и самих водопользователей и их ассоциации. А переоценить значение орошения для развития сельских территорий сложно. Это и увеличение валового продукта, и поступления в местные бюджеты, и развитие социальной инфраструктуры села.

ДОРОГО, НО НЕОБХОДИМО

На сегодняшний день разрабатывается пакет законодательных актов, которые поддержат развитие орошения, сказал Георгий Емченко. И едва ли не самый главный из них – введение с 2016 года лизинга (рассрочка платежа с дальнейшим выкупом) дождевальной техники! Она очень дорогая, но эффективная – например, николаевские машины фронтального действия типа «Фрегат» стоят миллион гривен. Приобрести их не каждое хозяйство может. Тем не менее Емченко заявил: «Я уверен, что Херсонщина обречена на эффективное орошение!».

Пока же облуправление водных ресурсов поддерживает сохранившуюся сеть всеми силами. Как рассказал начальник отдела эксплуатации водохозяйства Сергей Момот, с начала года обследовано и отремонтировано более 800 километров каналов, 100 километров трубопроводов, около 300 гидротехнических сооружений. Среди наиболее серьезных работ – реконструкция насосной станции № 5 на СКК. Ведь из-за изменения режима работы канала невозможно было брать воду для орошения более 3 тысяч гектаров. За первое полугодие ремонты систем «потянули» 7,8 миллиона гривен из спецфонда (который составляет 50 миллионов – включая расходы на материалы, оборудование, топливо, индексацию зарплат и так далее).

Большие неприятности доставляют работникам водных ресурсов водоросли – они засоряют решетки оросительных распределительных каналов. «Как рабы на галерах, наши машинисты борются с водорослями около решеток в каналах, – отметил Георгий Емченко. – Спасение есть – мальки рыб. От них огромный эффект!». По словам чиновника, в Каховский оросительный канал рыборазводное предприятие пару лет назад запустило мальков. Когда растительноядная рыба подросла, она заменила рабочую силу управления канала, экономя время и силы сотрудников сферы водного хозяйства области. Теперь мальков запустили в Серогозский магистральный канал, но им еще нужно подрасти...

ПОЛЁТ – ОТ ЗЕМЛИ

Эмоциональным было выступление вице-президента крупного сельхозпредприятия «Агрофьюжен» Ивана Шульги: многое наболело. Аграрий рассказал, как трудно решаются вопросы аренды земли, как «скрыто платится арендная плата за паи» при содействии коррумпированных местных князьков. Говорил он и о том, как местные власти подставляют фермеров, портят их репутацию: «Серьезные люди рассказывают, например, что наше предприятие стреляет по тучам над полями. Ну это же смешно, чтобы мы стреляли по тучам!.. Я им говорю: пусть назначат официальную комиссию и рассмотрят этот вопрос, а потом раз и навсегда закроют рот. Нет, говорят: комиссию создать дорого и хлопотно! Еще говорят, что мы змей на поля запускаем, зайцев уничтожаем. Ну какие зайцы на томатных полях?! А гадюк-то и в городе полно, в поле они тем более идут на капельное орошение», – рассказал Иван Дмитриевич.

Полив земель тоже весьма важен для фермеров, потому они готовы вкладывать свои средства в восстановление мелиоративной системы – установите только правила игры! Отсутствие взаимодействия между аграриями и властями заметили даже европейские эксперты из Мирового банка, утверждает Шульга. Для того чтобы получить деньги Мирового банка на восстановление орошения, нужно решить много вопросов с властями и органами местного самоуправления. «Щоб високо літати, треба на землі питання вирішити», – заключил аграрий.

 Ольга ЛЯШОК Гривна № 32 (1074) 5 августа 2015 г. (стр. 4, 7)